АмперАндре-Мари Ампер — сын высокообразованного и преуспе­вающего торговца мануфактурой, отличавшегося прогрессив­ными взглядами. Он появился на свет в Лионе 20 января 1775 г., детские и юношеские годы провел в семейном по­местье Полемье близ родного города. Читать научился очень рано, нигде никогда не учился, но обладал энциклопедичес­кими знаниями. Самообразование, только самообразование — вот единственный образ постижения знаний, который он испо­ведовал всю жизнь. Основным источником знаний стали бога­тая отцовская библиотека и библиотека Лионского лицея.

До восемнадцатилетнего возраста Андре-Мари изучил ла­тинский, греческий и итальянский языки, глубоко ознакомил­ся с физикой, высшей математикой, увлекался поэзией (про­бовал сочинять), ботаникой. Основы прочих знаний юноша, обладавший феноменальной памятью и аналитическим мыш­лением Паскаля, почерпнул в тридцатишеститомной энцикло­педии Д. Дидро, выпуск которой завершился в 1780 г. В 13 лет он представил первое математическое сочинение в Лион­скую академию.

Великая французская революция внесла коррективы в судьбы многих французов. Старшего Ампера, бывшего в то время прокурором Лиона, после подавления лионского вос­стания (1793) арестовали, судили и обезглавили на гильотине. Финансовому благополучию семьи пришел конец. Три года Андре-Мари еще продолжал заниматься сочинительством, филологией, немного физикой, но потом пришлось начать да­вать частные уроки. Последнему обстоятельству, вероятно, немало способствовало желание заполучить руку Катрин Кар-рон. Некрасивому и, по словам современников, неряшливо­му, но предельно упрямому жениху для решения этой труд­ной задачи потребовалось четыре года.

Материальные трудности заставили Ампера заняться про­фессиональной преподавательской деятельностью: сначала в качестве учителя в школе г. Бурга (1801), затем преподава­теля Лионского лицея (1803), репетитора (1804) и профес­сора Политехнической школы в Париже (1809). Последняя была уже высшим техническим учебным заведением. Столь быстрое продвижение по служебной лестнице стало возмож­ным после выпуска им первой печатной работы «Соображе­ния о математической теории игр» (1802) и последующих трудов в области математики.

В 1814 г. Ампер избирается членом Академии наук Фран­ции по разряду математических наук.

Впервые внимание Ампера электричество привлекло в 1801 г. Тогда он и А. Вольта выступали на заседании Лионс­кой академии. Ампер пытался развить теорию единства электрических и магнитных явлений на основе законов механики. Вторично и надолго электричество его заинтересовало в 1820 г. после ознакомления с опытами датского физика X. К. Эрсте­да (1677—1751). Ток, протекающий по проводнику, откло­нял магнитную стрелку! Создавалось впечатление, что элект­ричество, как что-то ощутимое, двигалось. Должны были су­ществовать законы этого движения.

Следует серия ювелирно поставленных опытов с прибора­ми, изготовленными по чертежам экспериментатора. Вводят­ся новые понятия: «электрический ток», «направление элект­рического тока», «соленоид», «гальванометр» (прибор, с по­мощью которого определяется сила и направление тока).

« »