Градус в переводе с латинского означает шаг, ступень. Гра­дус — самая распространенная единица измерений. В градусах измеряются температура, плоские углы, географические ко­ординаты, цветовая температура нагретых или светящихся тел. Совсем недавно в градусах измерялась концентрация раст­воров, вязкость жидкостей и т. д.

Все единицы, указанные выше, более или менее часто ис­пользуются специалистами, работающими в различных облас­тях электросвязи. Однако, например, телефонист никогда не измеряет цветовую температуру, а проектировщику студий­ной телевизионной аппаратуры вряд ли потребуется измерять географические координаты. Зато температура волнует всех без исключения. Ежедневно нас интересует температура воз­духа, иногда по необходимости приходится измерять темпера­туру собственного тела и, конечно, у всех проявляется про­фессиональный интерес к температурному режиму работы ап­паратуры или сооружений. Как известно, температурой харак­теризуется тепловое состояние достаточно больших тел, сис­тем или, иначе говоря, термодинамическое состояние макро­скопических тел, которые условно отделены от окружающей среды и обладают постоянными физическими параметрами.

От правильного соблюдения теплового режима работы самым непосредственным образом зависят качественные пара­метры и даже работоспособность аппаратуры электросвязи, о чем более подробно сообщается ниже.

Далеко или близко? Тепло или холодно? Все это простые житейские вопросы. Для измерения длины люди очень быстро приспособили «типовые» ноги, руки, пальцы и другие части тела. Неоразумения, конечно, были, но в целом метрическая

45

система антропологического типа работала многие века. Тем­пературу научились измерять совсем недавно, хотя попытки создания термометров предпринимались с начала текущего тысячилетля.

Только в конце XVII в. стало ясно, что термометр можно сделать на основе использования свойства газов и жидкостей расширяться при повышении температуры. Осталось выбрать оптимальную конструкцию прибора, рабочее вещество и пра­вильно проградуировать его шкалу. В предложениях недостат­ка не было. Поэтому кратко остановимся лишь на тех, кото­рые привели к успеху.

« »